Взаимодействие государства и рынка. В процессе исторического развития роль государственного вмешательства в рыночную экономику претерпевает значительные изменения. Государство из хозяйствующего субъекта в процессе осуществляемой приватизации всё более превращается в финансового распорядителя и усиливает своё регулирующее воздействие на экономику через госбюджет. Современное взаимодействие государства и рынка создаёт предпосылки для формирования смешанных экономических систем. Под смешанной экономикой следует понимать сочетание в экономическом базисе различных форм собственности и хозяйствования, каждая из которых занимает свою нишу в экономике, выполняет определённую роль и использует различные способы решения проблем. С другой стороны, смешанный характер экономики предполагает использование как рыночных, так и административно-командных и традиционных начал в управлении экономическим базисом. Центральной задачей любого государства, его экономической политики является достижение наилучшего сочетания этих систем. Характерной особенностью смешанной экономики является не только наличие различных форм собственности и хозяйствования, но и их сочетание в лице одного индивида.
Анотация В статье автор показывает, что в условиях российской модернизации государство нуждается в высокоразвитом, цивилизованном предпринимательстве, способном укрепить государство, а предпринимательство нуждается в сильном государстве, способном создать благоприятную институциональную среду для эффективного функционирования бизнеса. Ключевые слова Взаимодействие власти и бизнеса, социально-экономическая система, институциональная трансформация.
Институциональные аспекты управления взаимодействием государства и бизнеса в российской социально-экономической системе А.
изучить специфику взаимодействия власти и бизнеса в условиях . только от улучшения государственной политики в сфере экономики.
Это необходимое условие единства экономического пространства страны и ее территориальной целостности. Транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом и обеспечивают осуществление внешнеэкономических связей. Транспортные коммуникации дают возможность государству интегрироваться в глобальную экономическую систему. Развитие транспортных систем является гарантией единства экономического пространства, перемещения товаров, конкуренции и свободы экономической деятельности.
Устойчивое развитие транспортных систем обеспечивает целостность Украины, ее национальную безопасность, повышает качество жизни ее населения. Однако вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, не могут решаться исключительно за счет государственного финансирования. Перспективным механизмом снятия бремени инвестирования в транспортную отрасль является взаимодействие государства и частного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство не является новым экономическим механизмом. Подобное взаимодействие использовалось еще в Средние века при постройке канала, который санкционировал французский король Генрих в в.
Одной из ключевых проблем, стоящих перед современным российским обществом в контексте развития рыночной экономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке, является оптимизация взаимоотношений между бизнес-структурами и органами государственной власти. На протяжении последних двух десятилетий, прошедших со времени перехода страны к рыночной модели экономики, отношения власти и бизнеса неоднократно менялись, чему способствовали изменения политической конъюнктуры и персонального состава правящей элиты российского государства.
Процесс становления предпринимательства в постсоветской России и перераспределения значительной части государственной собственности в пользу частных владельцев сопровождался целым рядом осложнений, включая криминализацию экономики и коррумпирование государственных структур. Во многом данные проблемы явились результатом отсутствия на первых порах экономических реформ в стране проработанной государственной политики в отношении бизнеса.
Российская власть не имела опыта взаимодействия с частным сектором экономики, среди части чиновников существовали определенные негативные предубеждения, усвоенные ими в процессе работы в партийных и государственных органах советской власти.
взаимодействие бизнес-структур с органами государственной власти . органов государственной власти (Правительство Московской области) и .. в Великобритании и США в условиях либеральной рыночной экономики».
Акционеры, заинтересованные лица, регуляторы Источник: Идея о том, что государственный и частный секторы очень разные, обсуждалась в экономической теории на протяжении многих десятилетий. Можно выделить этимологическое различие между терминами и . На латинском языке означает отношение к людям, в отличие от термина , что означает выделение. В таблице представлен сравнительный анализ государственного и частного секторов.
Исходя из представленных в таблице данных, можно утверждать, что между государственным и частным секторами существуют значительные отличия, при этом критерии сравнения включают в себя подотчетность, правила функционирования и создания, систем управления, и прежде всего правом собственности. Одной из основных характеристик государственного сектора является большое количество формальных процессов, которые, по-видимому, необходимы для обеспечения того, чтобы он функционировал.
Кроме того, не только эти процессы проявляют больше степеней формализации, но также включают в себя большую бюрократию. Поскольку целью государственного сектора являются защита и обеспечение общественных интересов, поэтому очень важным представляется эффективность управления и качество выполняемых функций [6]. В нашей стране данную проблему можно назвать весьма актуальной, так как это подтверждается показателями экономической деятельности, а также аналитическими обзорами различных международных организаций нефинансовых и финансовых , в которых эффективность управления в российском государственном секторе подвергается жесткой критике [3].
Эффективность в этом контексте относится к эффективности распределения ресурсов эффективность распределения ресурсов — оптимальное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей и предпочтений людей. Только меры государственного сектора, направленные на улучшение справедливости или социальной справедливости, направлены на исправление исхода рынка, который, по мнению избранных и подотчетных политиков, является нежелательным, а не для устранения рыночных неудач [7].
Пермь Мингазинова Елена Рудольфовна научный руководитель, канд. Пермь Взаимодействие между представителями власти и частным сектором существуют с момента зарождения государства. Благодаря большому опыту, власть и бизнес многих стран на сегодняшний день успешно сотрудничают, что является важнейшим фактором устойчивого развития страны. С философской точки зрения взаимодействие — это всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении [13]. Более современное, экономическое определение выглядит следующим образом: Российский политолог Косолапов Н.
В условиях переходной экономики необходимость взаимодействия в условиях рыночной экономики, когда хозяйственная власть уже перешла к.
Зачем взаимодействуют рынок и государство? Взаимодействие рынка и государства в современной экономике 1. Причины и характер взаимодействия рынка и государства. Понятие государственной экономической политики. Основные концепции вмешательства государства в экономику. Введение Современная наука ищет ответ на вопрос: В разных общественных системах эта проблема разрешалась по-разному. В тоталитарных обществах уместным было близкое к максимальному вмешательство государственной власти в общественные, и даже частные дела.
И тогда, как это было, например, в СССР, это вмешательство носило тотальный характер. Но в демократических системах вмешательство власти в дела общества и личности всегда ограничено законами.
Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку. Классическая модель экономической политики Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.
Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков.
экономики. Взаимодействие государства и частного бизнеса следует за счет признания государством важной роли частного бизнеса в экономике.
И если для развитых западных экономик решение таких проблем обрело практический опыт, то для России они обрели особую актуальность в связи с коренными преобразованиями в ходе ее рыночной трансформации. Разгосударствление экономики, приватизация и функционирование частной собственности и частного предпринимательства существенно изменили внутренние сущностные характеристики и функции государства и бизнеса, характер их взаимодействия.
Современный этап экономического развития России характеризуется преодолением сырьевой составляющей, как главного фактора экономического роста и переходом к преобладанию инновационного вектора, что усиливает необходимость теоретического анализа проблем государственно-частного партнерства и обоюдной ответственности его сторон, осмысления собственного и зарубежного опыта такого партнерства с целью его развития и совершенствования управления им в интересах его участников и общества в целом.
Совершенствование государственно-частного партнерства, расширение его сферы, безусловная ответственность сторон в реализации социальных проектов должны обеспечить не только экономический результат, но способствовать преодолению предубеждения общества в отношении частного бизнеса его законности, транспарентности, справедливости, нацеленности на обогащении любой ценой - с одной стороны, и опасения бизнеса относительно действий государства по его управлению и регулированию — с другой.
Таким образом, усиление корпоративной и финансовой ответственности государства и бизнеса в процессе развития государственно - частного партнерства представляет важную научную и практическую проблему, особенно актуальную для современного этапа социально- экономического развития России. Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Проблемы корпоративной и финансовой ответственности активно обсуждались зарубежными учеными в конце - начале вв. Это нашло отражение в работах Боуэна Г. В ходе дискуссий и обсуждения различных подходов к определению сущности корпоративной и финансовой ответственности как сочетания мощи рыночных отношений с общечеловеческими ценностями, выработано общее их понимание.
Среди отечественных ученых, посвятивших свои научные исследования рассматриваемой проблемы, следует назвать Аверина А.
Социология -- Социальные институты -- Политические институты -- Государство, власть, политика Количество траниц: Теоретические и политико-правовые основы взаимодействия государства и бизнеса в условиях проведения политики модернизации. Сущность и основные направления политики модернизации.
Взаимодействие институтов государственной власти и бизнеса в . для выработки экономической политики развития рыночной экономики и.
Сделан вывод о необходимости усиления государственной активности в хозяйственной и общественной жизни УДК Роль государства в развитии экономики и общества в целом всегда рассматривалась, как свидетельствует история экономической мысли, сквозь призму взаимоотношений интересов индивидуума и государства. В эпоху абсолютизма просвещённого деспотизма политэкономы того времени занимались проблемами обогащения государства государя. Отсюда установка меркантилизма на всеобъемлющую правительственную регламентацию хозяйственной жизни.
В связи с развитием в веке международной торговли, противопоставляемой меркантилистам торговле внутренней, европейские правительства брали под свою опеку промышленную и торговую деятельность своих подданных. Жёсткие протекционистские барьеры в сочетании с указанными выше государственными предписаниями и регламентацией хозяйственной деятельности обусловливали длительную экономическую стагнацию стран Европы.
Против всего этого выступил А. Смит, оказывавшийся востребованным со своими идеями экономического либерализма, с фундаментальным тезисом о пользе личной выгоды, индивидуального интереса для увеличения общественного богатства: Смит отводит государству более чем скромную роль в обществе и экономике после длительного господства меркантилизма с его многочисленными сковывающими личную инициативу регламентациями.
Вмешательство государства, обслуживающего интересы узких групп населения, Смит связывает со стимулированием экономического роста, с повышением благосостояния и государя, и народа у Смита государство и индивидуум ещё не враждебны друг другу, но государству отводится второстепенная роль.
Особое значение для практики развития социального партнерства бизнеса и власти имеет моделирование их взаимодействия. Одни исследователи предлагают трехзонную модель взаимодействия власти и бизнеса. Эта зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.
Отношения"серой зоны" основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос в натуральной или денежной форме в дофинансирование территории его размещения. Отношения этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказываются взятка, вовлечение в бизнес чиновника.
Взаимодействие бизнеса и государства, осуществляемое через механизм Наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой принцип услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального.
Основы теории взаимодействия государства и бизнеса. Эволюция теоретических представлений о взаимодействии государства и бизнеса. Дирежистская экономическая политика и трансформация отношений бизнеса и государства. Неолиберальный подход к пониманию природы взаимодействия государства и бизнеса. Взаимодействие государства и бизнеса в свете теории М. Плюралистическая и корпоративистская модели взаимодействия государства и бизнеса.
Государство, бизнес и провалы рынка: Промышленная политика в контексте взаимодействия государства и бизнеса. Современные политико-экономические реформы в странах Запада и формирование новой модели взаимодействия государства и бизнеса.
Объективная необходимость государственного Ю регулирования экономики 1. Сущностная характеристика экономического взаимодействия 29 государственных властных и предпринимательских структур в смешанной экономике 1. Институциональные преобразования как фактор 51 рационализации взаимодействия между властью и бизнесом 2. Совершенствование форм экономического взаимодействия государственных властных и предпринимательских структур в современных условиях 2.
Взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом, которое в как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики. традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти.
Доктор экономических наук, профессор Шохин Александр Николаевич Официальные оппоненты: Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор Орлов И. Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы.
Однако формирование тех или иных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти зависит от предыдущего опыта развития страны, существующей политической культуры и сформировавшихся социальных, экономических и политических институтов. Интерес к проблеме взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти также связан с задачами управления. Построение эффективной модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти требует формирования соответствующих институциональных основ такого взаимодействия, а также разработки механизмов их реализации на практике.
На повестке дня стоит вопрос о необходимости институционализации взаимодействия бизнеса и власти, а также создания эффективных механизмов их взаимодействия. В России сотрудничество бизнес-структур с органами государственной власти сталкивается с серьезными проблемами, которые проявляются в недостатках правовой базы; несовершенстве форм и методов реализации партнерских отношений; отсутствии конкурентных условий для эффективного сотрудничества; неразвитости инвестиционной и инновационной среды и т.
Одним из институтов взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти выступают бизнес-объединения.
Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к современным рыночным условиям России. Роль государства в экономической жизни огромна. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Во всех экономических системах государство регулирует экономику.
Взаимодействие государства и бизнеса в социальной сфере . оздоровления экономики государства и предприятий в рыночных условиях: Материалы.
Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес-сообществом. Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: Возрастание значимости и актуальности взаимодействия государственной власти и бизнеса приобретает в периоды радикальных социально-экономических изменений.
Институциональные преобразования относятся к фундаментальным реформам экономической, политической и социальной жизни российского общества, со всей определенностью, акцентируя внимание на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса. Однако, в настоящее время, в отечественной экономике практика такого рода институционализированного узаконенного взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления.
Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества. В современной России сформировалась специфическая модель взаимоотношений власти и бизнеса, определяемая в первую очередь особенностями государственной политики в данной сфере и характером функционирования основных административно-политических институтов страны.
Во многом поведение государства в отношении частных компаний зависит от конкретных политических интересов, а не от потребностей экономического развития. Существенную роль играет обеспечение интересов отдельных групп политической и экономической элиты, для которых используются неформальные механизмы влияния и давления, включая и коррупционные связи бизнеса с административным аппаратом.